Освоение Марса: космическая колонизация или проект новой человеческой цивилизации?

Кравченко В. В.

Читать статью полностью

  Освоение Марса: космическая колонизация или проект новой человеческой цивилизации? (337,55 KB)

Аннотация

В статье затрагивается глобальная цивилизационная проблема освоения Марса в аспекте социальной организации первых марсианских общин, вне зависимости от их временного или постоянного проживания на Красной планете. Предлагается обратиться не только к теоретическому наследию давних неутопических проектов, но и к современным социально-инновационным примерам создания всемирных человеческих сообществ на Земле

Ключевые слова:

освоение Марса – exploration of Mars; колонизация – colonization; цивилизация – civilization; социальная организация – social organization; утопия – utopia; антиутопия – antiutopia; Каллиполис Платона – Platon Kallipolis; община Р. Оуэнна – community of Robert Owen; кибуц – kibbutz; экспедиции в Антарктиде – expedition to Antarctica; Ауровилль – Aurovill

Список литературы

1.  Об Антарктиде см. подробнее: http://antarktis.ru/.

2. Завершился отбор кандидатов по проекту «Марс Один» (MarsOne), организованному частной американской компанией «Indiegogo», зарегистрированной в Нидерландах. В 2018 г. на Красную планету планируют запустить посадочный модуль с необходимым оборудованием, строительными блоками и материалами для подготовки специального «городка» будущих «землян-марсиан». Их первая группа из 4 человек должна отправиться в 2023 гг. в марсианскую безвозвратную экспедицию. Подробнее см. на официальном сайте: http://www.mars-one.com/.

3. Два фильма, появившиеся недавно и одновременно претендовавшие на премию «Оскар»: «Выживший» (реж. Иньяриту, в гл. роли Л.Ди Каприо) и «Марсианин» (реж. Р. Скотт, в гл. роли М. Дэймон) – мало чем отличаются с точки зрения основной цели действий главных героев. Испытуемые в обоих случаях искали выход из невероятно тяжелых ситуаций (как на Земле, так и на Марсе), стремясь вернуться в нормальные условия человеческого существования на родной планете. Или иначе: после вольного или невольного эксперимента выживания герои стремились вернуться к обычной человеческой цивилизации.  

4. Современные генетики и биологи и у земного человечества находят существенные перемены в геноме и основных показателях жизнедеятельности (давление, температура тела, состав крови и т.д.), произошедшие под влиянием глобальных геофизических и климатических изменений. У космонавтов, продолжительное время находящихся на орбите Земли, обнаруживаются серьезные физические изменения (дистрофия мышц, вымывание кальция из организма и т.д.).  

5. В художественной литературе можно найти впечатляющие сценарии антиутопий, от Г. Уэллса и Дж. Оруэлла  Кравченко В.В. Освоение Марса: космическая колонизация или проект новой человеческой цивилизации? до «Чевенгура» и «Котлована» А. Платонова, «Мы» Е. Замятина и «Трудно быть богом» братьев Стругацких.

6. В данной работе оставлена за рамками рассмотрения социальная практика бесчисленных религиозных и новорелигиозных общин и сект, поскольку есть все основания надеяться на то, что первые марсианские поселения будут преследовать, в первую очередь, научно-практические и производственные цели. Однако проблема религиозной жизни на Марсе рано или поздно также будет неизбежно поднята.    

7. Основным тезисом известного коллективного труда «Главные проблемы американской истории», является следующий: «Утопические чаяния, требовавшие полного общественного переустройства, проходят через всю американскую историю». См. подробнее: Main Problems of American History / ed. By H. Quint. Homewood, Illinois. 1964. P. 219.

8. См. подробнее: Роберт Оуэн и оуэнисты в Соединенных Штатах Америки / М.Н. Захарова // История социалистических учений. – Сб. ст. памяти Б.Ф. Поршнева. – М.: Наука, 1976. – С. 189–201.

9. Ярким художественным образом выживающего землянина-марсианина для нас является персонаж М. Дэймона, высаживающий картошку в неприветливую марсианскую почву (в недавно нашумевшем фильме «Марсианин»).

10. См. подробно: Кибуцы. Путешествие в светлое будущее и обратно / Б.И. Дубсон. – М.: Крафт+, 2008.

11. В 388 г. до н.э. Платон прибыл в Сиракузы по приглашению тирана Дионисия I, но тот так и не приблизился к идеалу правителя-философа. В политической борьбе за сиракузский трон Платон поддержал Диона, зятя  Дионисия, поскольку Дион был последователем пифагорейской философии, к которой Платон испытывал неподдельный интерес. В Дионе Платон мечтал увидеть своего последователя. Однако Дионисий Старший продал Платона в рабство спартанскому послу в Эгине. Платона выкупили друзья и он вернулся в Афины. Еще дважды, в 367 и в 361 гг. до н.э., когда, после смерти Дионисия I, правителями Сиракуз были тиран Дионисий II и затем Дион,  Платон вновь пытался воплотить там свой проект, но потерпел неудачу.

12. Платон. Государство / Платон // Собр.соч. в 4х т., Т.3. – М.: Мысль, 1994. – 266 с.

13. В художественной литературе и в кино произведений на тему городов и цивилизаций будущего – не счесть. Только в русской и советской научной фантастике от «Республики Южного Креста» В.Я. Брюсова, «Звезды КЭЦ» А. Беляева и «Аэлиты» А.Н. Толстого – до «Часа Быка» И.Ефремова, «Трудно быть богом» и «Града обреченного» А. и Б. Стругацких…О западной научно-фантастической классике можно и не говорить – А. Азимов, Р. Брэдбери, Р. Шекли и др. хорошо известны современной молодежи (сужу по своим студентам). Из недавних книг на интересующую нас тему можно вспомнить «Звездную бабочку» Б. Вербера. В тематическую фильмографию я бы обязательно включила: «Солярис» (А. Тарковского), «Матрица» (Вачовских), «Аватар» (Дж. Кэмерона), «Прометей» (Р. Скотта) и др.

14. 10 лет тому назад поверхность Матримандира не была покрыта пластинами «под золото», как сейчас; он был девственно белым, напоминая одновременно необычный космический корабль и – громадное яйцо неведомого супермегазавра, лежащее среди тропической зелени, вполне в сюрреалистическом духе С. Дали…Подлинное попадание в Космос человек испытывает внутри Матримандира: полумрак, окна-иллюминаторы, пандус на 2 этаж, ведущий в полутемный белый зал для медитаций. Луч света, падающий из специального отверстия в потолке, как световой меч, врезающийся в таинственно мерцающую полупрозрачную сферу в центре зала, позволяет быстрее сконцентрироваться и обрести внутреннюю гармонию.

15.  Подробно о жизни Ауровиля см.: http://auroville.ru/.