Анализ особенностей построения архитектуры интеллектуальных обучающих систем
Abstract
Статья посвящена одному из важнейших направлений применения искусственного интеллекта – сфере образования. Важность этого направления объясняется тем, что чем лучше будут обучены люди, тем они смогут лучше обучать машины, иными словами, интеллектуализация образовательной среды является основой обеспечения совместного взаимодействия и совместного развития людей и машин.
Keywords:
индустрия 4.0 – industry 4.0; искусственный интеллект – artificial intelligence; машинное обучение – machine learning; образование 4.0 – education 4.0; большие данные – big data; Интернет обучающих вещей – Internet of educational things; расширенная реальность – extended reality.
References
1.Комашинский В.И. На пути к педагогической парадигме 4.0 или особенности применения технологий искусственного интеллекта в системе образования РФ//Морской вестник. – 2024. № 1 (89). – С. 111–114.
2. J. Miranda et al., ‘The core components of education 4.0 in higher education: Three case studies in engineering education’, Computers & Electrical Engineering, vol. 93, p. 107278, Jul. 2021, doi: 10.1016/j.compeleceng.2021.107278.
3. L. I. González-Pérez and M. S. Ramírez-Montoya, ‘Components of Education 4.0 in 21st Century Skills Frameworks: Systematic Review’, Sustainability, vol. 14, no. 3, p. 1493, Jan. 2022, doi: 10.3390/su14031493.
4. A. Y. Mjhool, A. H. Alhilali, and S. Al-augby, ‘A proposed architecture of big educational data using hadoop at the University of Kufa’, IJECE, vol. 9, no. 6, p. 4970, Dec. 2019, doi: 10.11591/ijece.v9i6.pp4970-4978.
5. K.-J. Liu, Y.-D. Cao, Y. Hu, and L.-J. Wei, ‘Application status and development of big data in medical education in China’, p. 8.
6. M. Attaran, J. Stark, and D. Stotler, ‘Opportunities and challenges for big data analytics in US higher education: A conceptual model for implementation’, Industry and Higher Education, vol. 32, no. 3, pp. 169–182, Jun. 2018, doi: 10.1177/0950422218770937.
7. B. Williamson, ‘The hidden architecture of higher education: building a big data infrastructure for the “smarter university”’, Int J Educ Technol High Educ, vol. 15, no. 1, p. 12, Dec. 2018, doi: 10.1186/s41239-018-0094-1.
8. ‘BIG DATA | meaning in the Cambridge English Dictionary’. https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/big-data (accessed May 19, 2022).
9. S. S. Chaurasia, D. Kodwani, H. Lachhwani, and M. A. Ketkar, ‘Big data academic and learning analytics: connecting the dots for academic excellence in higher education’, p. 27.
10. M. Y. Amare and S. Simonova, ‘Learning analytics for higher education: proposal of big data ingestion architecture’, SHS Web of Conf., vol. 92, p. 02002, 2021, doi: 10.1051/shsconf/20219202002.
11. M. Jha, S. Jha, and L. O’Brien, ‘Re-engineering Higher Education Learning and Teaching Business Processes for Big Data Analytics’, in Business Information Systems, vol. 354, W. Abramowicz and R. Corchuelo, Eds. Cham: Springer International Publishing, 2019, pp. 233–244. doi: 10.1007/978-3-030-20482-2_19.
12. S. Ray and M. Saeed, ‘Applications of Educational Data Mining and Learning Analytics Tools in Handling Big Data in Higher Education’, in Applications of Big Data Analytics, M. M. Alani, H. Tawfik, M. Saeed, and O. Anya, Eds. Cham: Springer International Publishing, 2018, pp. 135–160. doi: 10.1007/978-3-319-76472-6_7.
13. M. Abdel-Basset, G. Manogaran, M. Mohamed, and E. Rushdy, ‘Internet of things in smart education environment: Supportive framework in the decision‐making process’, p. 12.
14. S. Xiao, ‘VR Open Computer Network Virtual Laboratory Based on Big Data Technology’, J. Phys.: Conf. Ser., vol. 1648, no. 4, p. 042105, Oct. 2020, doi: 10.1088/1742-6596/1648/4/042105.
15. Комашинский В., Семин А., Рогозинский Г. Национальная инфраструктура знаний– нужна ли она России? // Технологиии средства связи. – 2013. – № 1 (94). – С. 20–23.
16. Соколова И.И., Островский Ю.Н., Виткевич Н.Л. Искусственный интеллект в образовательной системе военного вуза . В сборнике: Инновационная деятельность в Вооруженных Силах Российской Федерации. Труды всеармейской научно- практической конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 545-552.
17.Соколова И. И., Островский Ю. Н. Модель интеллектуальной информационно-образовательной системы военного вуза в условиях цифровой трансформации образования // Человек и образование. 2023. №4. С. 27-35.
18. Соколова И.И., Островский Ю.Н. Тренажерно-обучающая система как средство адаптации учебного процесса в условиях цифровой трансформации военного образования. В сборнике: Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса в современном обществе. Сборник материалов научно-практической конференции. Составители: В.Г. Мартынов, И.В. Роберт, И.Г. Алехина. Москва, 2022. С. 220-232.