Аэромобильные киберфизические платформы как инструмент геоинформационной поддержки управления арктической территориальной активностью
Abstract
Показано значение оперативной геоинформации об обстановке в процедурах управления территориальной Арктической активностью. Определена системообразующая роль категории «обстановка» в системе принятия и реализации управленческих решений. Показана необходимость и возможности применения беспилотной техники для обеспечения управления территориальной активностью в Арктике, определены критерии киберспособности пространства арктической территориальной активности по параметрам наблюдаемости, управляемости и безопасности. Обосновано понятие аэромобильной киберфизической платформы как совокупности управляемых взаимодействующих авианосителей, геосенсоров, телекоммуникаторов, направленной на решение задач поддержки управления территориальной активностью в определенном регионе. Сформулированы закономерности формирования групповых аэромобильных киберфизических платформ. Обоснованы способы применения беспилотников в типовых эпизодах и задачах лоцманской проводки, освещения обстановки в районе, обеспечения связи и телекоммуникации в слабооборудованных акваториях, поддержки системы навигации и др. Указаны ограничения существующих аэромобильных арктических киберплатформ.
Keywords:
особые условия Арктики – special conditions of the Arctic; арктическая территориальная активность – Arctic territorial activity; геоинформационная поддержка управления – geoinformation management support; геоситуация – geosituation; киберфизическая компонента системы территориального управления – cyberphysical component of the territorial management system; геосенсор – geosensor; аэромобильная киберфизическая платформа – aeromobile cyberphysical platform; типовой функциональный эпизод – typical functional episode; особенности применения беспилотной техники в Арктике – features of the use of unmanned vehicles in the Arctic.
References
1. Арктическое пространство России в XXI веке: факторы развития, организация управления / под ред. акад. В.В. Ивантера. – СПб.: Наука, 2016. – 1016 с.
2. Управление административно-хозяйственной активностью региона в аспекте моделирования единого информационного пространства территории / С.И. Биденко [и др.] // Вестник Тверского государственного университета. Серия: экономика и управление. – 2016. – № 4. – С. 166–173.
3. Концепция централизованной информационной системы для планирования работы флота в Арктике / О.Я. Тимофеев [и др.] // Арктика: экология и экономика. – 2019. – № 1 (33). – С. 129–143.
4. Топологизация картографической модели района территориальной активности как элемент оценки обстановки / С.И. Биденко [и др.] // Информация и Космос. – 2021. – № 1. – С. 152–158.
5. Пространственный ИНС-анализ и дифференциация территориальных структур в процедурах оперативного районирования на основе данных дистанционного зондирования / С.И. Биденко [и др.] // Информация и Космос. – 2021. – № 4. – С. 107–113.
6. Цифровая трансформация системы морской транспортной активности: требования к судовым приборам и системам управления / Ю.Л. Николашин [и др.] // Морская радиоэлектроника. – 2020. – № 3 (73). – С. 16–20.
7. Панамарев, Г. Е. Геоинформационная поддержка управления сложными территориальными объектами и системами / Г.Е. Панамарев, С.И. Биденко. – Новороссийск: МГА, 2011. – 202 с.
8. Обоснование направлений построения и использования аэромобильных киберплатформ в интересах обеспечения арктической территориальной хозяйственной активности / А.А. Силкин [и др.] ; отчет по КНИР «Аэролоцман-2.9», рук. проф. С.С. Щесняк. – СПб.: Изд-во АО НЦ ПЭ, 2022. – 189 с.
9. Создание автономной системы для безопасного и надежного судовождения в критически сложных зонах Обской губы. / Шаповалов А.Б. [и др.] // Оборонно-промышленный потенциал. – 2019. – № 4. – С. 30–41.
10. Направления организации альтернативного радионавигационно-телекоммуникационного обеспечения судоходства в арктической морской зоне / Д.Ф. Миляков [и др.] // Информация и Космос. – 2020. – № 3. – С. 102–111.